Коллективы

Народный вокальный ансамбль “НАНИ”

         Ансамбль образован в 1990 году.  В 1991 году на краевом фестивале нанайской культуры в селе Нижние Халбы творческий коллектив заметил дальневосточный композитор Николай Николаевич Менцер и предложил совместную работу.  Приезжал в село Дада,  занимался с участниками коллектива  искусством вокального пения, разучиванием песен на незнакомых им  языках: удэгейском, чукотском, эскимосском, нивхском, эвенкийском, орочском. За время работы коллектив расширился  на 4 человека, так как появились в репертуаре произведения, которые предполагали более обширное звучание, такие как “Хор половецких девушек” из оперы “Князь Игорь” Бородина на нанайском языке, “Пароход”. За годы сотрудничества состав участников группы увеличился, исполнение приобрело академическое звучание с многоголосием. Группа «Нани» переросла в вокальный ансамбль.

Народный фольклорный ансамбль «Илга дярини»

           Фольклорный ансамбль «Илга дярини» («Поющие узоры») был создан в 1986 году при сельском Доме культуры с. Джари и по сей день функционирует при Межпоселенческом центре нанайской культуры с. Джари.

           У истоков ансамбля стояли руководители: М.С. Дечули, А.К. Актанко, Л.Н. Бельды, Д.К. Ходжер, а хранительницей и собирательницей фольклора была поэтесса А.П. Ходжер. С 1999 года по 2008 год руководителем коллектива работала  Бельды Любовь Дэкимбувна. В 2005 году ансамблю присвоено звание «народный коллектив любительского художественного творчества».

         С 2015 года руководит ансамблем Киле Таисия Алексеевна. В состав ансамбля входят 13 человек в возрасте 8-67 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

       Приоритетным направлением работы коллектива является сохранение и возрождение национальной культуры через музыку, танец, прикладное искусство. Формирование и развитие сольного, народного пения, воспитание исполнительской, сценической культуры и мастерства. Одной из основных задач является: вместе с песней донести до публики обычаи, обряды коренных жителей Приамурья. Самодеятельные артисты ансамбля самых разных возрастов и профессий, объединены увлечением к творчеству, к воссозданию истинно национального колорита нанайской культуры.

Народный хор «Лидога»

        В общей художественной культуре народа хоровое пение выступает наиболее распространенной формой музыкального воспитания. Коллективный характер, широкая доступность – большая сила художественного воздействия, делают хоровое искусство универсальным средством приобщения людей к ценностям музыкальной культуры.

        Для самодеятельного певца хоровое пение не основной вид трудовой деятельности – для него это деятельность досуговая, он участвует в ней по своей воле, отдавая хоровому исполнению свое свободное время. И нет более простого, более доступного вида коллективного отдыха, способного доставить глубокое эстетическое наслаждение, чем задушевная песня, спетая хором. Участники хоровой самодеятельности, как правило, наиболее активны во всех видах общественной деятельности по сравнению с другими группами населения (имеется в виду не только участие в концертах, но и участие в конкурсах: декоративно-прикладное искусство, кулинарное мастерство.)

Образцовый ансамбль национального танца «Силакта»

           При Межпоселенческом Центре нанайской культуры в селе Джари   уже более 13 лет действует и активно работает детский образцовый ансамбль национального танца «Силакта» («Соцветие»), руководителем которого является Гейкер Любовь Александровна. Любовь Александровна пришла работать в МЦНК с. Джари в 2004 году. В 2013 году окончила Хабаровский государственный институт искусств и культуры по специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива». Как профессионал, она понимает, что  самодеятельные танцевальные коллективы – самая распространенная форма хореографического воспитания детей, и они являются действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Главная задача Любовь Александровны – раскрыть способности у своих юных артистов и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное. С помощью хореографии она учит детей красоте и выразительности движений, выносливости, легкости и смелости, а также благодаря систематическому образованию и воспитанию помогает им приобрести танцевальную культуру, развивает музыкальные способности. Любовь Александровна постоянно занимается повышением своего профессионального уровня. В 2012 и 2014 г.г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации в Краевом государственном автономном учреждении культуры «Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры» по тематическим планам: «Сохранение и развитие традиционной культуры этносов Приамурья. Современные реалии» и «Сохранение культурного наследия и современные тенденции развития деятельности фольклорных ансамблей представителей КМНС ДВ». Она занимает активную жизненную позицию. В ее адрес были направлены благодарственные письма:

– от директора МБОУ НОШ №3 Л.З. Запеки за неоценимую помощь школе;

– от администрации сельского поселения «село Джари» за активное участие в жизни села;

– от отдела культуры администрации Нанайского муниципального района за активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию со дня образования Нанайского района;

– от Главы Нанайского муниципального района за профессиональное мастерство, активную творческую деятельность, за большой личный вклад в сохранение духовной культуры и художественных традиций нанайского народа, за личный вклад в реализации государственной молодежной политики на территории Нанайского муниципального района.

Народный хор “РУССКАЯ ПЕСНЯ”

        Коллектив был создан в 1989 году на базе районного Дома культуры. Возраст участниц от 40 до 74 лет. Состав хора меняется, но основа остаётся неизменной практически со дня образования. В 2005 году было присвоено звание “народный коллектив любительского художественного творчества”.  С 2017   года руководителем хора является Досенко Галина Юрьевна. Основной целью деятельности коллектива является воспитание устойчивого интереса к культуре русского народа, формирование эмоционально-целостного отношения к музыке, воспитание художественного вкуса у зрителей, сохранение многообразия традиций русского песенного творчества. Репертуар хора богат и разнообразен. В него входят произведения а-капелла, русские народные песни, как в современной обработке, так и в первоисточнике, лучшие образцы русских и советских композиторов, популярные песни, а также песни местных авторов. Основные занятия проводятся каждую неделю во вторник и четверг, а также назначаются дополнительные репетиции по группам и индивидуальные занятия с солистами. На репетициях осуществляются такие принципы работы, как наглядность, то есть показ вокальных упражнений, подражание, имитация; индивидуальный подход – учёт особенностей звучания голосов, их диапазон; выработка у певцов чёткой дикции, правильного дыхания, точной интонации, умения петь выразительно, а также развитие такого навыка как импровизация. Схема занятия: распевание-разогревание артикуляционного аппарата, дыхательные упражнения, развитие навыков чистого интонирования; повторение разученного материала – чистка партий, работа над дикцией, над единой манерой звуковедения, пение в унисон и по голосам; разучивание нового песенного материала; остальное.

Театр юного зрителя «ТЕРЕМОК»

         Театр  Юного Зрителя «Теремок» организован при Доме культуры с. Синда. Театр получил звание народного  коллектива в 1986 году. За прошедшие  со дня основания  30  лет коллектив стал неотъемлемой частью творческой жизни села. 

         В театральной деятельности ТЮЗ «Теремок» преемственность поколений – важное из обучающих средств деятельности. В настоящее время в коллективе занимается 20 человек, которые распределены по возрастным группам. Старшая группа театра, состоящая из артистов от 18 до 71 года, является ядром для объединения коллектива. В младшую группу входят участники от 7 лет –  ещё совсем маленькие дети из начальной школы,   а в среднюю – подростки, уже имеющие опыт выступлений. Это создаёт определённую этико-образовательную среду и обеспечивает развитие нравственных качеств и воспитание профессиональных знаний, умений и навыков.